История ремесла
Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века.
Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра
и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке
или чеканке чернью.
Технология черни состоит в том, что черневой
сплав вплавляют в основной металл - серебро
или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны
быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.
Существует несколько вариантов технологического
приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный
из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга. |
 |
 |
В ХVII - начале ХVIII веков широкое развитие
получило искусство черни в Москве.
Активное строительство культовых сооружений и дворцовых
ансамблей дало толчок развитию различных художественных ремесел, в том
числе и искусству чернения. В Москву были приглашены лучшие мастера - серебряники
из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.
Для ХVII века характерно значительное влияние на
русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных
иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля
быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры
из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие
серебряные блюда, кубки, и оклады икон. |
Но основным центром черневого искусства во второй половине
ХVII века стал город на Севере - Великий Устюг. Со второй половины
ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших
торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было
занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.
Город оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую
часть России с Сибирью. Это повлекло за собой бурное развитие ремесел,
в том числе и черневого искусства.
Благодаря талантливым мастерам устюгская чернь обрела
свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работах
особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно
более густая по цвету, нежели московская или петербургская. Фон прорабатывался
штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко
увязывалась с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополнялось
резными или чеканными деталями.
Для Великого Устюга ХVIII век явился периодом
наибольшего расцвета черневого искусства.
Мастера серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только
в северных ремеслянных мастерских, но и серебряников Москвы.
В Московском архиве сохранились документы, которые
указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер
Михаил Климушкин "для обучения оного мастерства московских жителей из
купечества".
В середине ХVIII века и на северных мастеров оказал
влияние широко распространенный в Западной Европе стиль "барокко". Сложные
сюжетные композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались
охотничьи сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики
сказывалось и на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках,
флаконах.
В 1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной
черни все чаще начинают вытесняться сюжетами нового стиля - строгого классицизма.
Переход к классицизму ознаменовался отказом от излишней пышности декора,
от торжественной театральности сюжетов. К концу ХVIII - началу XIX в.в.
относятся работы мастера Жилина, в которых он применил новый технический
прием - вместо лучеобразно расходящихся линий, он вводит сплошной узор
из черневых звездочек и миниатюрных букетов.
С середины XIX века черневое дело переживает
полосу постепенного упадка. Мастера не в силах бороться с проникновением
капиталистических отношений и промышленной продукции. Конкуренция относительно
дешевых серебряных изделий с простыми орнаментами вынуждает их к сокращению
производства и превращению крупного центра черневого искусства в провинциальные
мастерские, оторванные от крупных рынков.
 |
Для того, чтобы возродить это искусство в советский
период потребовалось немало усилий. Технология черни требует опыта
и особых навыков мастеров. Возрождение народного художественного промысла
"Северная чернь" связывается с именем потомственного мастера М.П.Чиркова.
Под его руководством молодые мастера освоили технику
черневого дела. Объединившись в артель "Северная чернь", они наладили выпуск
подстаканников, портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий
с незатейливым цветочным орнаментом. |
|
Для совершенствования художественного качества изделий
Чирков привлек художника Е.П.Шильниковского - выпускника Петербургской
Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник
сумел выявить и восстановить прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит
в сюжетику новые темы, в частности, из русских сказок.
Первая наиболее крупная партия серебряных изделий
с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской
Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом. |
 |
|
С тех пор завод принимал большое участие в различных выставках
и конкурсах, как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия "Северной черни"
побывали на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.
Весь коллектив предприятия "Северная чернь"
сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного
промысла.